Сообщение
dibase » Пт авг 18, 2006 12:15
Футбольное чтиво
Футбол и всё то, что с ним связано, невозможно изучать только по книгам. Однако есть такие литературные произведения, как художественные, так и публицистические, познакомиться с которыми будет интересно любому болельщику, в том числе и фанату. Один откроет для себя нечто новое, второй увидит, что он не одинок в своих переживаниях и сомнениях, третий просто развлечется. Сразу оговорюсь, что ниже речь пойдет не о статистических справочниках, мемуарах звезд и фотоальбомах. В той ситуации, в которой находится наш футбол сейчас, даже широкой аудитории полезнее было бы познакомится с книгами, рассказывающими об этой игре, как об образе жизни. Лучше всех про футбол пишут представители его родины – англичане.
Одним из самых актуальных публицистических произведений о футболе и его поклонниках остается написанная почти десять лет назад братьями Дугом и Эдом Бримсонами книга «Мы идем». В ней по полочкам разложена вся фанатская жизнь и lad-culture, популярно рассказано о психологии футбольных болельщиков, о том, почему футбол так часто связан с насилием. «Мы идём» нельзя назвать чисто английской книгой. То, о чём в ней говорится, характерно и для России, и для многих других стран. Внятно изложенные в «Мы идём» тезисы подтверждены и развиты в более поздней книге Дуга Бримсона «Фанаты: триумфальное шествие по Европе». Выводы из прочитанного каждый волен сделать сам. Бримсон же не слишком лоялен к буйным фанатам, особенно в "Шествии". Так что, как говорится, имеющий глаза, да увидит!
Кроме того, Дуги Бримсон является автором нескольких художественных произведений на эту же тему. Из них стоит выделить «Команду» и «Самого крутого». В первой книге – рассказ о выезде группы отборных и отпетых английских фанатов на матч национальной сборной в Италию. Сюжет у «Команды» детективный, нравы и характеры описаны очень ярко и правдоподобно. «Самый крутой» - продолжение «Команды», рассказ о судьбе её главного героя: каким бы ты не был крутым – за всё придется заплатить по счетам. Сами братья Бримсоны болельщики с более чем тридцатилетним стажем. На определенном этапе своей жизни они были самыми настоящими траблмэйкерами. Отсюда – довольно глубокое знание предмета. Знание, вбитое в них полицейскими дубинками и кулаками оппонентов. Впрочем, Эдди и Дуги всю жизнь поддерживали (и поддерживают) не самый «большой» клуб – скромный «Уотфорд» из небольшого городка под Лондоном. И люди из хардкора таких клубов, как «Вэст Хэм» и «Челси» отзываются о них, как о околофутбольных неудачниках, не участвовавших не в чём серьезном.
У «Вэст Хэма» есть свой «певец» - почти пятидесятилетний Касс Пеннант. Очень плодовитый негритянский автор из числа настоящих старых хулиганов. Для моба этого лондонского клуба (как и для моба почти любой другого клуба из этого города) участие непосредственно в движе негра давно уже не нонсенс, а общее место. Таковы жесткие мультирасовые реалии столицы Великобритании. Многим это, мягко говоря, не нравится, но, увы… Про Пеннанта рассказывают, что до того, как он решил поиграть в игры белых парней, это был худощавый долговязый темнокожий молодой человек, баловавшийся и приторговывавший наркотиками. Однако увлечение сыграло свою роль – мускулы наросли, на наркоту он почти забил. А на закате хулиганской карьеры стал писателем. Последний его «шедевр» - вышедшая недавно книжка «Топ-Бои». Самое интересное, что в ней есть три биографические истории трех парней из России. Все трое – «аррррмейцы», познакомились с Кассом на Чемпионате Европы в Португалии. А самое забавное, что в книжке имеются отличные фотографии всех троих. Похоже, нашим «топ-боям» придется завязать со своим «хобби», поскольку скоро их будет знать в лицо каждый всречный-поперечный. Книгу вполне реально достать и в России. Ребята, как говорится, «запалились».
А вот, например, другой бывший топ-бой легендарной фирмы «Хэдхантерс», защищавший цвета «Челси», Джон Кинг - человек видавший виды всякие виды. Его трилогия из книг «Фабрика футбола», «Охотники за головами» и «Английский путь» (Ещё один вариант перевода – «Англия на выезде») - классика жанра. Произведения художественные, но с сюжетом, основанным на реальных событиях. По мотивам первой книги трилогии снят не очень удачный фильм, который, тем не менее, в прошлом году с успехом прошел на экранах некоторых отечественных кинотеатров. Желающим узнать побольше о прочно связанной с футболом лэд-культуре и психологии английских футбольных хулиганов, обязательно надо почитать Джона Кинга.
Кстати, небезынтересен и взгляд на лэд-культуру человека со стороны, американца Билла Буффорда. Его «Английская болезнь» - чтиво захватывающее. Правда, человеку, являющемуся носителем этой самой лэд-культуры, почти сразу становится ясно, что автор, грубо говоря, так и не «врубился» во многие её аспекты. Взгляд Буффорда – типично американский, поверхностный. Но и Биллу удалось всё-таки заметить кое-что любопытное. Имеющий глаза, да увидит!
Ещё один английский писатель Ник Хорнби никогда не участвовал в околофутбольном насилии. Его «Футбольная горячка» похожа на карточку из поликлиники. Читая её, понимаешь, почему глагол «болеть» применяется к людям, сильно увлеченным футболом. В книги с самого начала детально описана история болезни отдельно взятого человека, фаната, но не хулигана. Впервые попав на матч ребенком, автор так и не смог расстаться с игрой до солидного возраста. Она стала его наваждением, кошмаром, отрадой. В книге имеется много статистики, приводятся любопытные факты из истории игры. Но это далеко не сухой справочник, это высокохудожественное произведение, приправленное первосортным английским юмором.
В России про (около)футбол тоже кое-что написано. Можно вспомнить трогательную книжку Сергея Спайкера: «Умри, старушка!», представляющую из себя сильный коктейль из уличной жестокости, расового гнева, высокой Любови к женщине и превратностей дружбы. По следам мясника Спайкера прошелся армеец Дым (Light Smoke). Его «Дневник московского пАдонка» - кусок жизни автора. В «Дневнике» можно найти кое-какие реальные события из московской околофутболной жизни. Книга стала фантастически популярна в Интернете, автору предложили опубликовать её в одном из издательств, но он по личным причинам отказался. Дым, кстати, до сих пор не завязал. По крайней мере, с ведением «Дневника»… Небезынтересен и опус поддерживающего московское «Торпедо» Андрея Степанова под названием «Каждому своё». В нем имеется, кроме всего прочего, рассказ о британской фан-культуре, глазами приехавшего в Лондон москвича, имеющего или имевшего некоторое отношение к околофутболу.
Обо всей литературе такого рода не расскажешь в рамках одной статьи. К тому же, почему-то, есть уверенность, что тема не исчерпана и вскоре в данной области литературы появится ещё что-нибудь интересное.
Иван Николаев
Русский Образ, сентябрь 2005г.